Содержание:
- Конструкция культиватора.
- Отличие культиватора от мотоблока.
- Разделение культиваторов на классы.
- Какой двигатель выбрать.
- Трансмиссия.
- Количество передач и задняя скорость.
- Особенности конструкции и навесное оборудование.
- Производители и сервис.
- Заключение и комментарии.
В нашей необъятной стране многие люди занимаются своим приусадебным участком, дачей или огородом. Для кого то, это вопрос выживания, для кого то — любимое занятие, а для кого то и профессиональная деятельность. Самым трудоемким и тяжелым в этой стезе является процесс вспашки и обработки почвы, где незаменимым техническим помощником выступит культиватор, пришедший на смену обычной штыковой лопате.
Для начала определимся с понятием. Культиватор, он же мотокультиватор, некоторые называют его просто «кулек» — это сельскохозяйственная машина для культивации верхнего слоя земли, разрыхления почвы и равномерного перемешивания с ней вносимых удобрений. В данной статье речь пойдет о культиваторе с бензиновым или электрическим двигателем.
Отметим, что конструкция на рисунке имеет общий вид и может отличаться некоторыми деталями конкретной модели, о чем мы и расскажем дальше в этой статье.
Отличие культиватора от мотоблока.
Не надо путать мотоблок и культиватор, это две разные машины. Основное предназначение схоже и заключается в культивировании почвы, только мотоблок дополнительно рассчитан на множество операций обработки земли, имеет возможность подключения навесного и прицепного оборудования. Поэтому, мотоблок обладает обычно двигателем высокой мощности и соответственно способен на большую нагрузку и площадь обработки.
Культиватор не имеет такой широкий диапазон работ и выносливость, как мотоблок, но у него есть другие преимущества. Во-первых, он более легкий и компактный, что удобнее для небольших участков, а также при перевозке. Во-вторых, конструкция культиватора проще и поэтому он легче в обращении, сервисе и ремонте даже для неопытного пользователя. И, в-третьих, он на порядок дешевле, чем мотоблок.
Поэтому, если Вы планируете вспахивать небольшой приусадебный участок земли, тем более, если на нем содержится множество других садовых насаждений (кусты, яблони и т.д.) и препятствий (забор, дорожка и т.д.), которые нужно огибать при работе, то культиватор самый подходящий для этого вариант.
Разделение культиваторов на классы.
Основным критериями выбора мотокультиватора является площадь пашни земли и интенсивность ее обработки. Исходя из этого, выделяют несколько классов по весу и возможностями устройства:
Сверхлегкие культиваторы.
Данные «кульки» хороши тем, что без особых усилий справиться с ними может практически любой, будь то пожилой человек или хрупкая девушка. Созданы для обработки труднодоступных мест, в парнике, междурядий и прополки скорее для неглубокого рыхления верхнего слоя до 10 см в глубину. Отличаются высокой маневренностью и не занимают много места при перевозке и хранении. Как правило, они работают на электрической тяге.
сверхлегкий класс | |||
вес устройства | глубина обработки | ширина обработки | площадь участка |
8-15 кг | до 10 см | 25-30 см | до 6 соток |
Легкие культиваторы.
Эти культиваторы обладают преимуществами предыдущего класса, но имеют потенциал повыше, за счет чуть большего веса и мощности двигателя. Как и прошлый вариант предназначены для декоративной обработки почвы на небольших участках с глубиной до 20 см. Популярен у дачников любителей, так как без труда справится с возделыванием грядок и при этом мобильно умещается в автомобиль.
легкий класс | |||
вес устройства | глубина обработки | ширина обработки | площадь участка |
15-25 кг | до 20 см | 40-50 см | 10-20 соток |
Средние культиваторы.
Для полноценной и глубокой обработки почвы (до 25 см) подойдет средний тип культиваторов. Мощный двигатель и конструкция позволяют вести пропашку шириной до 85 см в один проход. Неплохой вариант для обработки огорода или картофельного поля, средних по величине садовых участков. Из всех классов — этот самый популярный, обладающий в какой то степени всеми положительными качествами, так называемая «золотая середина».
средний класс | |||
вес устройства | глубина обработки | ширина обработки | площадь участка |
25-40 | 20-25 см | 60-85 см | до 50 соток |
Тяжелые культиваторы.
Если Вам необходима самая глубокая обработка (до 30 см) на большей площади, присмотритесь к культиваторам тяжелого класса. Он будет тяжелее и массивнее остальных, но при этом мощнее, что даст преимущество при пропашке тяжелой и залежалой земли. Ко всему прочему тяжелые культиваторы имеют возможность установки дополнительного навесного оборудования (плуг, окучник), что явно расширяет их функционал. Такие модели популярны у активных пользователей, коммунальных служб и так называемых «шабашников».
тяжелый класс | |||
вес устройства | глубина обработки | ширина обработки | площадь участка |
до 65 кг | до 30 см | до 100 см | до 1 гектара |
Выбирая культиватор, обязательно учитывайте качество и состав почвы. Если почва суглинистая или залежалая, то надо понимать, что легкие типы просто не справятся с ее обработкой, культиватор будет выпрыгивать из пашни из-за малого веса и работать на износ. Если почва песчаная и пушистая, то ее пахать легче и можно присмотреться к моделям с увеличенной шириной обработки.
Какой двигатель на культиватор выбрать?!
Двигатель, пожалуй, является самый главной составляющей культиватора. Он определяет потенциал агрегата. Чем мощнее двигатель, тем большую площадь мотокультиватор способен обработать без остановки, глубже и шире пропахать. Мощность двигателя производитель указывает в лошадиных силах (л.с.) или ваттах (Вт).
Электрический двигатель можно встретить на легких и сверхлегких моделях. Он очень прост в использовании, не требуется постоянная смена масла и заправка топливом. Культиватор с электрическим движком достаточно подсоединить к розетке и иметь немного сноровки и навыков пользования. Они дешевле бензиновых аналогов. Недостатком является неспособность к интенсивной и тяжелой работе, что часто является ключевым фактором при выборе культиватора.
Мощность электрического двигателя не превышает 3 КВт (4,08 л.с.). Стоит отметить, что привязанность к электросети дополнительные неудобства и при работе следует соблюдать некоторые правила безопасности:
- Использовать нужно удлинитель определенного сечения и розетку с заземлением, рассчитанных на мощность конкретной модели.
- Провода от удлинителя могут быть перерублены фрезами в процессе культивация, что дает риск удара электрическим током.
- Нельзя работать во время дождя или повышенной влажности.
- Двухтактные двигатели не очень популярны, принцип их работы такой же, как на бензопилах, где масло смешивается с бензином в определенной пропорции. Обладают высокими оборотами, но не очень тяговитые, поэтому устанавливаются на легкие модели культиваторов. Они шумные и крайне неэкологичные, плюс самый высокий расход топлива не дал двухтактникам широкого применения.
- Четырехтактные двигатели с воздушным охлаждением самые распространенные. Масло заливается отдельно в картер, а топливо в бензобак. Их моторесурс гораздо выше, они значительно превосходят по своим техническим показателям двухтактники и тем более электрические агрегаты. Только такой двигатель обладает высокой мощностью до 6,5 КВт (9л.с.), что позволяет решить любую задачу при работе с мотокультиватором.
Скорее всего, Ваш выбор упадет на «кулек» с четырехтактным двигателем, занимающих основную долю этого рынка. Одна и та же модель культиватора может комплектоваться разными по мощности и производителю двигателями, обращайте на это внимание.
Трансмиссия.
Трансмиссия культиватора включает в себя тип редуктора и способ передачи вращения на него с выходного вала двигателя. Рассмотрим эти компоненты по отдельности.
Типы редукторов:
- Цепной редуктор совместим с культиваторами, где двигатель (соответственно и коленвал) расположен горизонтально. В корпусе редуктора расположена цепь и звездочки. Данная конструкция надежнее остальных и применяется чаще. Есть разборный и неразборный цепной редуктор, где выбрать лучше первый вариант. Основные поломки это обрыв цепи, износ звездочки или вала, поменять их не так сложно и будет лучше, если редуктор разбирается и ремонтопригоден.
- Червячный редуктор устанавливается на «кульки» с вертикальным двигателем (коленвал расположен вертикально), где ось вращения надо повернуть на 90 градусов. Такие мотокультиваторы легче и компактнее, но имеют ряд недостатков. Высокая цена двигателя и запчастей на него, сложность ремонта зачастую делает его непривлекательным для покупателя.
- На культиваторах тяжелого класса можно встретить трансмиссию с шестеренчатым редуктором. Это дороже, надежнее и тяжелее — это практически мотоблок. Сложная конструкция обязательно должна поддерживаться мощным двигателем.
- Выжимная муфта. Применяется на тяжелых моделях, требующих надежности. Принцип работы, как на обычном автомобиле.
- Ременная передача. Ремень на шкивах передает усилие за счет подключаемого натяжного ролика. Самая распространенная технология сцепления, простая и надежная.
- Центробежное сцепление. Устанавливается на легкие модели с двигателем вертикального расположения. Подключение происходит автоматически, как на мотокосе или бензопиле.
Количество передач и задняя скорость.
Одна передача вперед присуща для любого класса культиваторов. Средний и тяжелый класс в редких случаях могут оснащаться двумя или более передачами (скоростями). Например, скорость пониже используется для пропашки, а повышенная для транспортировки. Переключение передних скоростей, при их наличии, осуществляется коробкой передач, прямого рычажного переключения в редукторе или перекидкой ремня на шкиве.
Наличие задней передачи гораздо важнее особенно у тяжелых мощных «кульков». Их физически тяжело разворачивать вручную и вытаскивать из пашни, в случае если он зароется в грунт. Если сцепление ременное, то задняя скорость осуществляется за счет установки дополнительного ремня заднего хода. Если стоит выжимная муфта, то будет коробка передач, но такая конструкция редкость.
Особенности конструкции и навесное оборудование.
Фрезы культиватора — это основной инструмент вспашки, которые крепятся на выходной вал редуктора. Состоят фрезы из одной или нескольких пар съемных секций, устанавливая или снимая которые регулируется ширина вспашки. Важный показатель фрезы – диаметр, определяющий максимальную глубину вспашки культиватора.
Обратите внимание на форму фрез, толщину стенки металла из чего они сделаны. Некоторые производители внимательно подходят к этому вопросу и создают фрезы, которые сами затачиваются, лучше входят в грунт или минимизируют налипание земли во время культивирования.
Рукоятка управления важная часть эргономики и удобства работы с культиватором. Будет не лишним, чтобы она регулировалась как по наклону-высоте (по росту пользователя), так и по направлению вправо и влево, для того чтобы во время работы пользователь шел чуть сбоку и не топтал пашню.
Процесс культивирования сопровождается тряской и вибрацией, качественные резиновые накладки руля частично защитят от этого руки оператора.
Рама культиватора является основой для крепления двигателя, трансмиссии и прочих составляющих. Чем она крепче, тем лучше. На задней или передней части рамы более тяжелых моделях предусмотрены транспортировочные колеса, для легкой доставки до места культивирования. Во время непосредственной пропашки колеса убираются.
Сзади рамы обязательно выставляется регулируемый сошник, служащий ограничителем глубины вхождения фрез в почву.
Навесное оборудование для культиватора допустимо, но с ограничениями, все-таки это не мотоблок. Плуг или окучник устанавливается в паре с грунтозацепами, которые ставятся на вал вместо фрез и тянут их по пашне.
Производители и сервис культиватора.
Разделение культиваторов на профессиональные и бытовые как такового не существует. Конечно, в профессиональной деятельности скорее будет использоваться средний или тяжелый класс, но в этих категориях много мащин не рассчитанных для постоянного пользования в жестких условиях. Условно разделить «кульки» по сфере применения можно исходя из качества сборки и надежности конструкции.
- Есть зарекомендовавшие себя производители с большим опытом, которые делают очень надежную продукцию, но это будет на порядок дороже всего остального. Viking, MTD, Honda, Pubert, Husqvarna, TEXAS одни из лучших зарубежных производителей, отлично показывает себя техника отечественных заводовов «Кадви» и «Красный октябрь».
- На сегодняшний день существует огромное количество производителей более доступных по стоимости моделей, в основном они китайского производства. Не стоит думать, что это сплошь плохая и ненадежная техника, это не так, здесь много достойных и качественных аппаратов. Из них можно отметить культиваторы фирм Champion, LIFAN, RedVERG, Elitech, Carver.
Мотокультиватор относится к сложнотехнической категории товаров, покупая новый аппарат Вам, несомненно, должны оформить гарантийные обязательства от производителя. Они могут составлять от одного года до пяти лет. Не следует покупать культиватор где попало, в идеале лучше выбрать специализированный магазин с наличием при нем сервисного центра, где Вам предоставят полноценную консультацию и обязательно проверят исправность товара при продаже.
Заключение.
Не забывайте про технику безопасности и хорошей Вам работы.